После
того, как он снял жуткий блогбастер «30 дней ночи», никто не ожидал,
что следующим фильмом Дэвида Слейда станут, ну, в общем, «Сумерки». Но
как сказал мне продюсер Вик Годфри, уникальная манера Слейда – именно
то, что делает его идеальным человеком для того, чтобы встать у руля
третьей части «Сумеречной саги», более пугающей, самой жестокой и самой
вампирской.Я встретилась со Слейдом в Беверли-Хиллз через
несколько дней после того, как он посетил неофициальную встречу
«Мастеров ужасов» вместе с Элайем Ротом, Гильермо дель Торо и Тоубом
Хупером, чье творение «Техасская резня бензопилой» Слейд перечислил
среди своих фаворитов всех времен. Как энергичный фотограф, Слейд
щелкнул вашего покорного слугу (он фотографирует всех, кто берет у него
интервью) до того, как мы начали беседу о «Затмении».
Были ли
съемки «Сумерек» с рейтингом PG-13 большой переменой для Слейда, чьи
предыдущие творения заслуживали рейтинга R за «разрушительные жестокие
моменты» («Леденец») и старую добрую вампирскую кровожадность («30 дней
ночи»)? Какие кожераздирающие сцены
в «Затмении» оказались «слишком» для «MPAA» [Американская ассоциация
кинокомпаний. – прим. перев.]? Как получилось, что Тейлор Лотнер ходил
в облегающем сером костюме волка на съемочной площадке? И наконец,
какое сообщение он сделал для любителей жутких фильмов ужасов, чтобы
дать шанс своему творению из серии «Сумерки»?
Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, прочтите мое полное интервью с режиссером «Затмения» Дэвидом Слейдом…
Ощущался ли переход от Ваших ранних проектов с рейтингом R к работе над «сумеречной» франшизой?
Это
не было так сложно. У нас шесть обезглавливаний в «Затмении»! Мы сносим
людям головы, откусываем людям головы, я к тому, что я был потрясен,
что мы получили такой рейтинг, «MPAA» отбросили лишь одну вещь: в битве
есть момент, где Эммет просто разрывает чье-то лицо. Лицо как будто
разбивается на кусочки кристаллов, которые разлетаются в стороны. Я
такой: «Эй, оставьте!» Но «MPAA» ответили: «Нет, вы не можете этого
сделать». Однако сцена все еще в фильме, но вы не увидите, как
разваливается лицо, вы просто увидите разлетевшиеся кусочки.
Уникальная
вампирская мифология Стефани Майер в некотором роде помогает воплотить
описанную жестокость, не так ли? «Затмение» содержит множество сцен с
отрыванием рук, разбиванием голов – и не так много крови.
Нам
удалось сложить довольно много, изображая патологию этих вампиров,
немного фантастических. Я работал с парнями из «Imagine Engine»,
которые хорошо известны по спецэффектам в фильме «Район №9»,
потрясающем творении. Они сделали чертовски много инопланетян. Они
создали для нас несколько волков – не всех, основная часть их
разработана «Tippett Studios» - но когда мы проектировали сияние
вампиров, мы сидели в основном с ними и размышляли, как это могло бы
быть. Мы запаслись анатомическими рисунками и частями человеческого
тела – ненастоящими, их фотографиями – и вычисляли, какие слои будут
кристаллическими, и как это будет работать. Мы понимали это, потому что
мы знали, что должны будем разнести их вдребезги. В некотором смысле,
это подходило и к обезглавливанию людей и разбиванию их голов на
кусочки. Откусыванию рук и оставлению культей. [Смеется] Меня поразило
то, что мы избежали неприятностей с этим, особенно в сцене, где у Райли
отрывают руку.
Стефани Майер описывает тело вампира похожим на мрамор; Вы называете его «кристаллом»?
Здесь
кристаллическая структура. Мраморный кристалл, да. Мы решили, что оно
должно быть чем-то вроде кристалла, потому что кристалл претерпевает
почти такие же изменения, как и мышцы. Он может потенциально,
фантастическим путем, совершать движения как мышцы.
Как много от предыдущей работы над спецэффектами Вы переняли и как много Вы попытались изменить?
Мы
пытались изменить больше, чем могли. Не из-за того, что не укладывались
в сроки или бюджет. Мы начали с попытки радикально изменить сияние
Эдварда, но мы потратили время на исследования и закончили лишь
усилением того, что уже было. Я хотел воплотить в этом эффекте идею
того, что даже при том, что он - холодное, бездушное создание, все же
когда на него падает свет, он его преломляет и отражает на тебя. И если
бы вы его поцеловали, вы бы почувствовали тепло на своей коже. Это
эмоциональная и положительная сторона данного эффекта, потому что лично
мне не нравилось то, как это выглядело прежде. Была пластичность,
которая меня отталкивает в фильмах. Это не критика, это с точки зрения
того, к чему я стремлюсь, к более органическому подходу. Мы попытались
сделать волков настолько реальными, насколько смогли в том промежутке
времени, что имели. Мы знали, что они должны будут рвать и метать.
Сцены
битв очень захватывающие. Зрителям, кажется, нравится увеличенная доля
экшна и вступление волков в битву с новообращенными.
Да,
кажется, это работает. Но одной из моих любимых сцен была очень
эмоциональная сцена с волками, когда Белла наблюдает, а Джейкоб
подходит к ней.
Да! Мы слышали, что Тейлор облачился в серый костюм волка, чтобы сделать этот момент более реальным, это так?
Да. У нас были большие белые пластиковые модели волков, чтобы мы смогли определить масштабы для съемки.
Вы заставили его надеть этот костюм или он сам вызвался? И как это выглядело, пока вы снимали?
Мы
попросили его. Он согласился. Я посчитал, что расстояние от его носа до
кулака [при вытянутой руке] было таким же, как от носа волка до его
лопатки, поэтому он пришел и вытянул кулак, а она почти прижалась к его
кулаку и погладила его волосы. Это было здорово, потому что все
сошлось. Человек в сером костюме свяжет все намного лучше, чем
оранжевый шар на палке. Поэтому вокруг съемочной площадки бегали парни
в серых костюмах.
Когда вышел первый трейлер, меня впечатлила великолепная операторская работа.
Это все благодаря [главному оператору] Хавьеру Агирресаробе.
Меня поражает то, как Вы сами любите фотографировать, ведь Вы делились снимками с фанатами на твиттере во время съемок.
Это
мое проклятье и дар - когда я читаю книгу, я представляю своего рода
фотографические изображения в уме. Благодаря шестнадцати годам съемок
музыкальных видео-клипов, рекламы и потом двух фильмов, я пришел к
тому, где могу использовать знание о том, как превратить картинку в уме
в фотографию. Какие линзы использовать, какая глубина резкости, какое
фокусное расстояние от камеры до объекта должно быть, объектив с какой
апертурой мне нужен [f-число или апертурное число объектива - это
отношение фокусного расстояния к эффективному диаметру объектива (f/A).
Этот параметр не является показателем для оценки эффективности или
пропускной способности объектива. Чем меньше f-число, тем больше света
пропускает объектив. – прим. перев.]. Это дар и проклятие, потому что
иногда ты переживаешь, что получится совсем не то, чего ты хотел. Но
дар состоит в том, что я делаю изображения, которые вижу у себя в уме,
а это механизм создания фильма – фильма, что я уже видел [у себя в
уме]. Самое сложное – вытащить его из головы и поместить на экран.
Поэтому да, очень, у меня есть очень ясное представление о композиции и
о том, откуда должен падать свет, и вообще обо всем изображении.
Вы
говорили об использовании специфического кинематографического языка в
«Затмении» - фрейминг Беллы, Эдварда и Джейкоба в крупных планах,
например.
Да, кинематографический словарь. Это должна быть
более зрелая – не в противоположность «незрелости», я не думаю, что
есть что-то незрелое в отношении фильмов – но более продвинутая, более
сложная история, и я думаю, она должна быть более комплексной, более
кинематографичной… Я думаю, что я создал больше кинофильмов, чем кино,
хорошо зная, что они, возможно, будут расценены как кино. Поэтому я с
полным правом могу быть немного более резким в своем киноискусстве,
чтобы позволить себе направить камеру так, как не бывало прежде в этих
фильмах. Но ничего из этого не было сделано от балды, все точно
соответствовало идее в уме.
Одна из моих любимых сцен в
«Затмении» - ночной кошмар Беллы. Это очень мрачный, кошмарный момент,
когда Джаспер смотрит прямо в камеру и обращается к зрителям.
Это был наш первый день съемок! Я помню, это было в середине самого первого дня основных съемок.
Эта
сцена поражает тем, что содержит в себе больше от хоррора, чем
остальная часть фильма. Вы видите себя членом общества создателей
фильмов ужасов?
Я создатель фильмов ужасов? Да, я такой, я полагаю – я был на встречах «Мастеров ужасов».
Это, конечно, знак, своего рода.
Но
знаете, «Леденец» не был фильмом ужасов. И возможно, мой следующий
фильм не будет фильмом ужасов. Но мне нравятся фильмы ужасов, мои
любимые – это «Одержимость» и «Техасская резня бензопилой» - все они
фильмы ужасов. И большие драмы также.
Учитывая Вашу преданную жанру фанбазу, как Вы думаете привлечь не-«сумеречных» фанатов к франшизе «Сумерки»?
Беспристрастно.
Но это «Сумерки», без сомнений. Это «Сумерки». Это основано на книге
«Сумерки». Это не фильм с рейтингом R, это кино с рейтингом PG-13.
[Пауза] Но я думаю, что оно самое жестокое из всех них.